Top.Mail.Ru
←Журнал

Свобода выбора. Как мода реагирует на фемповестку и что значит быть феминисткой сегодня?

По данным фонда "Общественное мнение", проводящего независимые социологические опросы, только 5% респондентов считают 8 марта днём борьбы женщин за равные права. Да и в целом в России с пониманием идей феминизма пока не всё однозначно: при очевидном росте осведомлённости о проблеме (в 2019-м году курс на равноправие поддерживала лишь треть опрошенных, а в конце 2022-го — уже порядка 50%), каждая восьмая россиянка хотя бы раз в жизни жалела, что она не мужчина.

Знаменитая, но весьма прямолинейная футболка из весенней коллекции Dior 2017 года, заявляющая, что "Мы все должны быть феминистками"

Причин тому очень много: и "стеклянный потолок", подтверждённый статистикой (мужчины зарабатывают на 30% больше женщин на той же должности), и обязанность вести домашние дела, которые не снимаются даже с работающих женщин (потому что так сложилось исторически), и большой демографический разрыв, который в последний год ощущается особенно остро. И это — далеко не региональная или классовая проблема. Вопрос неоднозначного положения женщин в обществе касается всех людей и сфер нашей жизни. И, конечно, моды.

Секс опять продаёт

Спустя годы популярности нейтральной, спокойной моды и нормкора мы постепенно возвращаемся к демонстрации сексуальности. Агрессивная фемповестка была одной из причин, по которым дизайнеры усмиряли своё желание показать все части тела женщин. Но после пандемии, в которую мы были лишены всякого физического контакта, индустрию буквально "прорвало": сперва это были вырезы и разрезы во всех возможных местах, позже к нам вернулся облегающий силуэт и, наконец, главный тренд этой весны — полная прозрачность. Платья из сетки, лёгкие трикотажные лонгсливы, которые мало того, что облегают, так ещё и просвечивают, — это практически новая "база".

Эмили Ратаковски в платье Feben на голубой ковровой дорожке вечеринки Vanity Fair в честь вручения премии "Оскар" этого года, лонгслив тонкой вязки ALL WE NEED, Prada SS`23

Как следствие — женская грудь больше не считается чем-то постыдным: совсем недавно запрещённая в России соцсеть отказалась от цензуры в отношении изображения обнажённой груди на фото и видео. Незамедлительная реакция социального на модное. И в этом на самом деле заключена не сексуализация женщин, а огромный плюс для фем движения. 

Моё тело — моё дело

Дело в том, что ещё в прошлое двадцатилетие оголение женщин было частью их объективации. Всё дело в климате, царившем тогда в обществе: всё для мужчин, в том числе и то, как одеваются женщины. Сегодня, после долгого пройденного пути, акцент сместился в сторону выбора женщины. Её свобода заключена во всём: и в том, какую часть тела показать, и в том, что делать со своим телом. И теперь женщины раздеваются исключительно для себя. 

Современные доспехи

На другой чаше весов — "закрытые" и агрессивные элементы: по-прежнему сексуальные, но довольно "боевые" при этом. Пару лет назад креативный директор Maison Schiaparelli Дэниэл Роузберри "выстрелил" корсетами с кубиками пресса и теперь литые бюстье и корсетные формы стали одной из визитных карточек нынешней эры модного дома. Роузберри вообще блестяще умеет находить баланс между новой женственностью, историческим наследием Эльзы Скьяпарелли и радикальным феминизмом. И, похоже, что бутафорская таксидермия на последнем кутюрном показе бренда — как раз из этой оперы. Женщина здесь — та же охотница, которая гордо демонстрирует свою добычу. Или не боится демонстрировать своего внутреннего зверя — как вам угодно. 

Ещё одна трендовая вещь, обращающая нас к women power — штаны карго. Берущие начало в военной униформе, штаны с вместительными карманами, казалось, останутся мимолётным прошлогодним трендом. Однако мода на нулевые по-прежнему бьёт ключом, инфлюенсеры всё так же носят карго, а на показах сезона SS`23 встречались новые итеррации модели — например, со съёмными карманами на поясе, как у Dion Lee.

Сюда же вписываем power suit, то есть образ "сильной независимой". Именно интеграция мужского костюма в женский гардероб стала отправной точкой маскулинизации последнего в далёком прошлом, именно оверсайз пиджаки и костюмные пары продолжают приходить на помощь женщинам, когда нужно "подсобраться", произвести впечатление "деловой мадам" или просто эффектно выступить. 

Вывод

Мы не претендуем на абсолют и не продавливаем наше мнение как единственно верное. Но мы искренне считаем, что в запутанной современной повестке и в условиях "мягкой почвы" мнений в социуме очень важно транслировать главное: женщина может всё. И главное, что определяет её действия, — это её собственные желания.

Она может быть матерью и домохозяйкой или работающей 24/7 карьеристкой. Она может ходить в серых джоггерах или демонстрировать своё тело в любых его деталях. Может естественно стареть, а может вкалывать в себя филлеры и делать подтяжки. И всё это не должно подвергаться массовому осуждению или даже обсуждению. И хочется верить, что идеальный мир будущего совсем скоро наступит.

Выходит, что феминистка сегодня — любая женщина, которая определяет себя так. И быть ею означает самовыражаться (в том числе с помощью одежды) и строить свою жизнь согласно собственным желаниям.

Читайте далее: